Рынок программных продуктов для автоматизации магазинов развивается быстрыми темпами. И это не удивительно. Автоматизация позволяет сократить потери на торговом предприятии, избежать ошибок в управлении, а значит, увеличить прибыль. В этом номере журнала "ТОРГОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ" мы продолжаем рассказывать о том, что необходимо для автоматизации вашего магазина.
Автоматизация - эффективное управление магазином
© Торговое оборудование
Рынок программных продуктов для автоматизации магазинов развивается быстрыми темпами. И это не удивительно. Автоматизация позволяет сократить потери на торговом предприятии, избежать ошибок в управлении, а значит, увеличить прибыль. В этом номере журнала "ТОРГОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ" мы продолжаем рассказывать о том, что необходимо для автоматизации вашего магазина.
С чего начать?
С чего начать автоматизацию магазина? Этот вопрос задает себе каждый руководитель торгового предприятия, решивший раз и навсегда покончить с бумагами, неразберихой и потерями. Специалисты компаний, занимающиеся автоматизацией, считают, что, прежде всего, нужно выбрать программное обеспечение. И только после этого искать оборудование, которое сможет с ним работать. Не все контрольно-кассовые машины и весы обладают необходимыми функциональными возможностями для автоматизации магазина или супермаркета. Некоторое "железо" хорошо показало свою работу с одним программным продутом, но никак не хочет работать с другим. Один из основополагающих принципов, по которому подбирается любое торговое оборудование (его дизайн и прекрасный внешний вид), при автоматизации отходит на второе место; главное - функциональные возможности оборудования.
"Осознанный подход к автоматизации торговых предприятий начинается с выбора "soft"-a, программного обеспечения, - считает Дмитрий Галактионов, заместитель руководителя департамента системной интеграции компании "1С - Рарус". - Касса может быть красивой, прекрасно смотреться на прилавке, но если за ней нет функционального обеспечения, нет обеспечения учета, то она останется лишь игрушкой".
Прежде чем выбрать программное обеспечение, необходимо понять, для каких целей оно будет использоваться. У крупного супермаркета и у небольшого магазина совершенно разные потребности, а значит, и программное обеспечение для них потребуется совершенно разное. Если супермаркет не может обойтись без сети пятой категории, стабильно работающих, функциональных кассовых аппаратов, то для небольшого магазина будет вполне достаточно нескольких компьютеров и контрольно-кассовых аппаратов с возможностью объединения в сеть. Для специализированных магазинов, например, магазины автозапчастей, которые одновременно работают как оптом, так и в розницу, лучше всего использовать фискальные регистраторы и выбирать программное обеспечение, которое соответствует их специфике работы.
"В свое время нашими специалистами был проведен анализ рынка, - рассказывает Дмитрий Галактионов, заместитель руководителя департамента системной интеграции компании "1С - Рарус". - Мы постарались выяснить, какое программное обеспечение необходимо магазинам, и в соответствии с этим создавали программные продукты. Сегодня есть две крайности. Первая - автоматизация свыше 30 000 USD. Обычно такие деньги готовы заплатить крупные супермаркеты, у которых торговые площади от 1 000 кв. метров и больше. В этом случае мы рекомендуем применять программу "Торговый дом", которая ориентирована на работу с большим объемом данных. Вторая крайность - маленькие магазинчики, где стоит максимум два кассовых аппарата. Чаще всего их хозяева хотят вести просто количественный учет товара. Для этого лучше всего подходит программа "Ваш магазин".
Крупнейшие российские разработчики программного обеспечения могут удовлетворить любые запросы. На рынке сегодня существует огромное количество решений, с помощью которых в магазине можно организовать оперативный торговый и бухгалтерский учет; понять, в чем ошибки управления, и избежать лишних потерь; спрогнозировать сезонные колебания на рынке и увеличение или падения спроса на конкретные товары.
После того, как вы поймете, что в результате автоматизации вашего предприятия вы хотите получить, можно подумать и о том, какая компания будет заниматься автоматизацией вашего магазина.
Гарантии
Российские компании, разрабатывающие свой "soft" гарантируют, что, если возникают ошибки, или не выполняются те функции, которые были заявлены, то неполадки исправляются бесплатно. В то же время, если программное обеспечение дорабатывалось какой-то франчайзинговой компанией, ответственность за возникающие неполадки целиком ложиться на нее. Поэтому партнер, который будет устанавливать оборудование и программное обеспечение, должен быть хорошо вам известен.
Вообще, существует несколько возможных способов автоматизации:
- держать свой штат специалистов, которые занимаются разработкой и установкой программного обеспечения, а в дальнейшем и его сопровождением;
- обратиться к специалисту со стороны;
- обратиться к солидной компании, которая уже ни один год специализируется на внедрении программных продуктов.
У каждого варианта есть свои достоинства и недостатки. Первый - слишком дорог, но всегда есть с кого спросить, если вдруг что-то выйдет из строя. Второй - самый дешевый, но если в системе происходит сбой, то на быстрое исправление ошибок надеться не стоит. Найти специалиста, который появляется у вас раз в месяц, - сложно. Последний вариант - самый надежный, хотя стоимость доработки, установки и наладки обойдется дороже, чем, если бы ту же работу выполнял ваш знакомый системщик.
"Большинство поставщиков программного обеспечения, и наша компания не исключение, берет на себя устранение сбоев в работе системы, - говорит Станислав Рамишвили, директор департамента информационных технологий компании "Аквариус Консалтинг". - Установить оборудование, подключить его - не сложно. Большинство проблем возникает как раз тогда, когда система начинает работать. Пользователю, особенно искушенному и имеющему горький опыт от предыдущих внедрений, очень важно, чтобы тот, кто устанавливал программное обеспечение, в дальнейшем и сопровождал его".
Страна должна знать своих героев
Какие же компании предлагают свои программные продукты для автоматизации торговых предприятий? По данным специалистов фирмы "Revers", первое место по объемам продаж, занимает продукция компании "1С". По разным оценкам ей принадлежит от 70 до 80 % рынка. "1С", пожалуй, самая распространенная торговая марка на российском рынке. Особенность программных продуктов "1С" заключается в том, что они могут быть доработаны под нужды конкретного пользователя с помощью встроенного языка программирования. Программный продукт "1С Предприятие" - не является исключением.
"1С Предприятие" - система, открытая к разработке, - рассказывает Дмитрий Галактионов, заместитель руководителя департамента системной интеграции компании "1С - Рарус". - Закрывать конфигурацию и, тем самым, ограничивать возможность настройки наших программных продуктов, мы не имеем права. Наша франчайзинговая сеть насчитывает около 2 000 компаний, которые одновременно с распространением программных продуктов "1С" имеют все права на дальнейшую разработку нашего программного обеспечения".
Внутренние средства программирования, встроенные в "1С", практически ничем не ограничивают заказчика в его стремлении достичь идеала. Правда, за удовольствие работать с "собственной" версией, приходится платить. И очень часто цена за доработку превышает первоначальную сумму, потраченную на приобретение самой "коробки".
"Сколько могут стоить программные продукты "1С" с дополнительной разработкой - сказать сложно, - говорит Олег Жарков коммерческий директор компании "Revers". - Итоговая цена зависит от того, насколько серьезные изменения будут вноситься в первоначальную версию. Порядок же цен примерно таков: вы вкладываете 250 USD в программный продукт "1С" и тратите еще 1 000 USD на дальнейшую его разработку. Изначально программный продукт готов, но в нем предусмотрена возможность доработки под потребности конкретного предприятия. Многие заказчики просто не в состоянии избежать искушения поменять что-либо "под себя".
Еще один лидер - компания "Интеллект Сервис", предлагающая программные продукты под маркой "Бэст". Система "Бэст" также обладает большим количеством внутренних настроек, которые может использовать даже человек, не обладающий какими-то специальными знаниями. Но в корне изменить этот программный продут так, что его после этого не узнает даже разработчик, - невозможно.
В первую десятку компаний, специализирующихся на разработке программного обеспечения для автоматизации торговых предприятий, входят также "Парус", "Аквариус", "Сервис Плюс", "Пилот", "Тендо". Многие из этих компаний первоначально выпускали бухгалтерские программы, позже стали предлагать программное обеспечение для оперативного учета.
Аналитические программы
"Сейчас требования заказчиков к программному обеспечению повышаются, - рассказывает Михаил Букреев, директор по маркетингу компании "Сервис Плюс". - Многих наших клиентов уже не устраивают программные продукты, которые только фиксируют происходящие события. Необходимы решения, способные анализировать ситуацию и, возможно, прогнозировать дальнейшее развитие событий. Программное обеспечение должно обладать все большими и большими возможностями, что позволяет освободить персонал, увеличить производительность труда и улучшить качество обслуживания покупателей".
Такого же мнения придерживаются и специалисты других компаний, специализирующихся на автоматизации торговых предприятий. Уже сейчас на рынке появился ряд программных продуктов, которые позволяют спрогнозировать развитие спроса на те или иные виды товаров.
В торговой системе "Супермаг", разработанной специалистами компании "Сервис Плюс", предусмотрена возможность аналитических отчетов, среди которых есть как традиционные отчеты о реализации, о распределении прибыли или оборота по группам товаров, отчет об НДС и т.д, так и ряд специфических отчетов:
- о распределении оборота или прибыли по покупателям с разной покупательной способностью (выявляет наиболее выгодную магазину категорию покупателей, что позволяет уточнить ассортимент и набор дополнительных услуг);
- анализ сочетания товаров в чеках позволяет правильно распределить товары в торговом зале;
- "лучшая двадцатка" и "худшая двадцатка" выдает списки товаров с крайними показателями реализации и прибыли с соответствующей гистограммой.
Программа состоит из множества блоков; какие блоки выберет магазин, зависит от его потребностей и желания.
Специалисты компании "Сервис Плюс" при создании "Супермага" использовали платформу "Oracle". А значит, система способона анализировать и хранить большие объемы данных. Так, "Супермаг" может обрабатывать информацию накопленную за 5 лет сотней магазинов. Программа не требовательна к "железу", в результате комплексное решение может стоить дешевле, чем у других разработчиков программного обеспечения.
"Основное достоинство нашего программного обеспечения, - рассказывает Михаил Букреев, директор по маркетингу компании "Сервис Плюс", - анализ сложившейся ситуации на данном предприятии и предоставление прогнозов на ближайшее будущее. Прогнозирование - во многом кропотливая, но не такая уж сложная задача".
Компания "Интеллект Сервис" также сейчас ведет активные разработки по созданию "аналитического" программного обеспечения. Информационно-аналитическая система "БЭСТ-АНАЛИЗ", разработанная этой фирмой, представляет собой дополнение к программному комплексу "БЭСТ-4". Программа предназначена для анализа товарооборота, закупок и цен за различные периоды времени. В системе "БЭСТ-АНАЛИЗ" предусмотрены следующие аналитические отчеты:
- прослеживание закономерности сбыта различных товаров, выявление особенностей покупательского спроса в различные периоды времени;
- прогнозирование хода продаж;
- выработка эффективной ассортиментной и ценовой политики;
- исследование динамики товарооборота по отдельным видам товаров, номенклатурным группам, торговым подразделениям и предприятию в целом и т. д.
Компания "Парус" позиционирует свои программные решения, как продукты, позволяющие анализировать сложившуюся ситуацию предоставлять, прогноз на ближайшее будущее.
"Очень важная компонентам "парусных" решений - аналитическая технология, которая позволяет правильно управлять бизнесом, - говорит Петр Волик, специалист корпорации "Парус". - Конкуренция между торговыми предприятиями постоянно растет, и наша технология позволяет увеличить прибыль предприятия хотя бы на несколько процентов".
У большинства разработчиков программного обеспечения в регионах есть свои представители. Если ваша компания находится в регионе, то, скорее всего, вам будет удобнее сотрудничать именно с этими компаниями. Цены на "soft" одного и того же разработчика и в Москве, и в регионах будут одинаковы, однако услуги по доработке, установке программного обеспечения и его сопровождению оцениваются в разных регионах по-разному.
На рынке сегодня представлено огромное количество программных продуктов различных производителей. И каждый разработчик стремиться привлечь в ряды своих приверженцев как можно больше компаний. Так, компания "Парус" и "Интеллект Сервис" предлагали свои решения для небольших магазинов специально по сниженным ценам.