1C для торговли

Все больше торговых предприятий применяют комплексные системы автоматизации торговли для управления своей деятельностью. Немалую долю рынка автоматизации торговли, особенно в малых торговых компаниях, заняли системы, созданные компанией 1С и ее партнерами. 


1C для торговли


© Александр Пыпин, Retail.Ru, март 2001


Все больше торговых предприятий применяют комплексные системы автоматизации торговли для управления своей деятельностью. Немалую долю рынка автоматизации торговли, особенно в малых торговых компаниях, заняли системы, созданные компанией 1С и ее партнерами. Компанией 1С и ее партнерами распространяются десятки типовых и готовых решений для автоматизации оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, торговли автомобилями, автозапчастями, нефтепродуктами. Некоторые партнеры 1С имеют опыт автоматизации сетей киосков и тонаров, а самые передовые компании имеют опыт автоматизации розничных сетей.


15-16 сентября в гостинице "Космос" проходил семинар партнеров 1С. Подобные мероприятия проводятся 4 раза в год. В этот раз на семинар собрались около 1000 человек, работающих в индустрии 1С со всей России, с Украины, Казахстана, Белоруссии и других стран.


Компания 1С известна своими разработками в области экономического и делового программного обеспечения. Программы семейства "1С:Предприятие" стоят в десятках тысяч организаций России. И немалую долю из них составляет организации, занимающиеся оптовой и розничной торговлей.


Именно, о тех решениях, программах, предложениях, новинках, которые представили и о которых рассказали компания 1С и ее партнеры (1С-Рарус, АСТОР ВЦ, АТОЛ Технологии, ШТРИХ-М и другие) пойдет речь в нашем репортаже.

Наиболее интересным и важным для тех, кто интересуется перспективами программного обеспечения для автоматизации торговли, был доклад руководителя отдела разработки программ автоматизации торговли Алексея Краюшкина. Он рассказал о возможностях новой редакции 9.0 конфигурации "1С:Торговля и Склад 7.7". "1С:Торговля и Склад" - конфигурация, ориентированная на автоматизацию складского учета и торговли. Разрабатывается конфигурация компанией 1С, и новую редакцию 9.0 компания 1С выпустит в начале декабря.


Чтобы партнеры компании 1С ознакомились с возможностями новой редакции, могли своевременно довести до пользователей необходимую информацию, подготовились к переводу пользователей на новую редакцию в докладе были подробно освещены планируемые возможности новой редакции.


Одним из направлений развития конфигурации в новой редакции является расширение возможностей автоматизации управленческого учета. Это направление весьма актуально, так как пользователи торговых систем все в большей степени используют системы автоматизации не только для простого учета средств и выписки документов, но и для анализа торговой деятельности и оптимизации управления бизнесом. В новой редакции введена детализация управленческого учета (например, по направлениям деятельности предприятия или по его структурным подразделениям). Реализован механизм "сквозного учета" заявок покупателей, начиная с момента оформления заявки покупателя до момента получения заказанных товаров у поставщика и отгрузки их покупателю.


Новые возможности по отражению операций, не связанных напрямую с торговой деятельностью (например, получение ссуды из банка на проведение рекламной компании или расходование средств на проведение презентаций) позволят предприятию полностью реализовать в торговой системе учет наличных и безналичных средств и взаиморасчетов с контрагентами. Поддержка оперативного учета продукции и материалов (а не только товаров) позволит применять конфигурацию для складского учета на любых предприятиях.


Параллельно с управленческим учетом в конфигурации развиты возможности формирования и экспорта бухгалтерских проводок. Механизм формирования проводок может настраиваться пользователем в соответствии с особенностями бухгалтерского учета на конкретном предприятии.


Немало интересных докладов было представлено партнерами компании 1С в секции "Решения для торговли". Генеральный директор компании АТОЛ Технологии Алексей Макаров рассказал о торговом оборудовании и программах, разрабатываемых компанией, для торговых предприятий. В первую очередь это недорогой POS-терминал ШТРИХ-POS на платформе Celeron 366 с принтером чеков Штрих-400, обеспечивающим скорость печати 18 стр/сек. На данный момент в связке с POS-терминалом ШТРИХ-POS могут работать учетные программы "1С:Торговля и Склад", "Штрих-М: Торговое предприятие", "Софт Баланс: 24 часа". В ноябре выйдет новая версия кассовой программы "Ррабочее Место Кассира", которая поставляется вместе с POS-терминалом ШТРИХ-POS. В новой версии программы "Рабочее место кассира" будет три вида скидок - ручные, фиксированные и автоматические. Будет введена поддержка сроков годности, сроков сертификатов. Интересна возможность учета комбинированной оплаты, например, по пластиковой карте и наличными.


Оказалось, что многим торговым компаниям, несмотря на возможность печати отчетов через Back-office, необходима печать отчетов и на кассовом месте. Разработан широкий спектр отчетов, печатаемых на чеке кассы. Введен обучающий режим, в котором не производятся регистрации продаж в фискальной памяти и записи транзакций. Расширен протокол обмена данными с Back-office.


На семинаре партнеров компания "АТОЛ Технологии" анонсировала новый фискальный регистратор "Триумф-Ф", созданный на базе японского матричного принтера STAR SP2000. Новый фискальный регистратор ориентирован в первую очередь на "привередливых" клиентов - рестораны, отели, бары. Рассказали в своем докладе представители "АТОЛ технологии" и о двух других фискальных регистраторах. Первый из них - "Элвес-Мини-ФР-Ф" выпускается более года, имеет механизм печати фирмы Citizen и предназначен для печати до 1000 чеков за смену. "Штрих-ФР-Ф" - один из немногих фискальных регистраторов с термопечатью, способен печатать со скоростью до 20 стр/сек. Достоинством всех трех фискальных регистраторов, представленных компанией "АТОЛ Технологии", является то, что в них используется одинаковый драйвер и программы, работающие с одним из фискальных регистраторов, будут работать и со всеми остальными.


Руководитель отдела торговых систем компании "1С-Рарус" Александр Заржецкий рассказал о принципах, которые были заложены и реализованы в новом готовом решении "1С-Рарус:Магазин". Данное решение предназначено для автоматизации учета товарооборота и управления работой торгового оборудования в розничных магазинах. По мнению Александра Заржецкого, конфигурация может быть использована в малых торговых точках (отдельных секциях, павильонах) самостоятельно, в средних торговых точках (несколько отделов, секций, склад) совместно с конфигурацией "1С:Бухгалтерия", в крупных торговых точках (супермаркеты, универмаги) совместно с конфигурациями "1С:Бухгалтерия" и "1С:Торговля и Склад". Тиражируемая версия конфигурации будет выпущена в свет в конце 2001 года.


Решение не заменяет возможности конфигураций "1С:Бухгалтерия" и "1С:Торговля и Склад", а дополняет их для полной автоматизации учета оборота денежных и натуральных средств в торговых точках, как отдельных, так и входящих в сеть. Новая конфигурация работает с широким спектром торгового оборудования - сканеры, принтеры, весы, кассовые аппараты, фискальные регистраторы, POS-терминалы. Причем на основе конфигурации можно создавать гетерогенные автоматизированные системы, например, когда в одной секции магазина работает фискальный регистратор, а в другой POS-терминал.

В конфигурацию заложены ряд новых идей, позволяющих добиться быстрой и удобной работы неопытных пользователей с конфигурацией, обеспечить надежность и скорость работы автоматизированной системы в целом, быстрое восстановление данных после сбоев, авторизацию пользователей без перезагрузки. Линейность номенклатурного справочника, интеллектуальная архивация элементов справочников и документов, операции "одной кнопкой", минимизация числа интерфейсных элементов, минимальное использование регистров позволяют добиться этого.

Специалист отдела торговых систем компании "1С-РАРУС" Андрей Голышев рассказал о возможностях типового решения "1С-РАРУС:Печать этикеток и ценников 1.0". Решение предназначено для разработки и печати документов различного формата (этикеток, ценников, бейджей, наклеек) из программ семейства 1С. Это типовое решение один из тех редких случаев, когда первая версия не вызывает нареканий пользователей. Взаимодействие типового решения с принтером происходит через Windows-драйвер, поэтому конфигурация способна печатать этикетки, ценники, бейджи и многое другое на любом принтере (обычном или специализированном), имеющем Windows-драйвер в составе поставки. Уникальны реализованные в типовом решении функции многоколоночной, многострочной и многорулонной печати документов. Поставляемая в составе конфигурация внешняя компонента для рисования этикеток и других документов, не уступает по своей функциональности всем известной программе PaintBrush.


Технический директор компании "АСТОР ВЦ" Дмитрий Галактионов рассказал о развитии конфигурации "АСТОР:Торговый Дом" и некоторых возможностях разрабатываемой конфигурации "АСТОР:Торговая Сеть".


Конфигурация "АСТОР:Торговый Дом" применяется для автоматизации учета в оптово-розничных торговых компаниях с использованием торгового оборудования. Новая версия конфигурации "АСТОР:Торговый Дом 5.0" предположительно выйдет в конце ноября. "АСТОР:Торговый Дом 5.0" заменит конфигурации "АСТОР:Торговый Дом 4.0" и "АСТОР: Торговый Дом 1.0". По сравнению со старыми версиями будет переработана система формирования заказов (вплоть до автоматического формирования заказов), система скидок для опта и розницы, введено понятие регламентных операций - операций, которые выполняются в нерабочее время. "АСТОР:Торговый Дом 5.0" будет работать с пассивными кассовыми аппаратами, чего не было в предыдущих версиях программы. Для работы с кассами и POS-терминалами разрабатывается специальный набор унифицированных операций - ККМ-SDK, позволяющий работать с активными и пассивными кассовыми аппаратами по единой технологии. Это позволит магазинам, переходящим на самообслуживание, или просто меняющим кассовые аппараты на POS-терминалы, не менять программное обеспечение.


"АСТОР:Торговая Сеть" - новая конфигурация компании АСТОР ВЦ, развивающая возможности конфигурации "АСТОР:Торговый Дом" с учетом специфики торговых сетей. Эта конфигурация позиционируется разработчиком как MRP-система. В конфигурации будут применяться механизмы консолидированного и прямого заказа, единой номенклатуры, перемещения товаров, как между складами и магазинами, так и между магазинами. Внимательно специалисты компании "АСТОР ВЦ" отнеслись к повышению скорости обработки информации и формирования отчетов в новой системе. Выход продукта ожидается 1 декабря 2001.

О новом стандарте подключения кассовых аппаратов "1С:ККМ стандарт", который поддерживают компании 1С, АСТОР ВЦ и Катран-Софт, рассказал Директор компании АСТОР ВЦ Александр Бубнов. По словам Александра Бубнова в стране ежемесячно продается 20000 кассовых аппаратов, около 7000 из них имеют интерфейс для подключения к компьютеру. Но только 150-200 систем автоматизации внедряется в месяц. Одна из причин этому - отсутствие единого стандарта обмена данными между кассой и компьютером. Проект "1С:ККМ стандарт" предполагает стандартизацию участниками проекта протокола обмена данными между кассовыми аппаратами и программными системами.


На секции "Решения для автопредприятий" компания "1С-Рарус" представила новое типовое решение - "1С-Рарус:АЗК". Типовое решение "1С:Рарус:АЗК" предназначено для автоматизации оперативного и бухгалтерского учета, в компаниях, торгующих нефтепродуктами и горюче-смазочными веществами, - нефтебаз, сетей автозаправочных станций. Решение позволяет вести количественно-сумовой, партионный, массовый и объемно массовый учет. В организациях с распределенной структурой новое типовое решение позволяет организовать обмен данными между заправочными станциями, нефтехранилищами и управляющим офисом. В точках реализации материалов возможен учет как собственного, так и комиссионного товара. Реализовывать материалы можно как в розницу, так и по ведомостям, талонам, пластиковым картам. Конфигурация предполагает комплексную автоматизацию точек обслуживания автомобилей и их водителей, поэтому в нее также включен учет ремонта автомобилей и учет продуктов в точках быстрого питания. Выпуск первой версии решения намечен на октябрь 2001.


С большинством решений для торговли, представленных на семинаре, можно было ознакомиться на вернисаже. Специалисты компаний 1С, 1С-Рарус, АСТОР ВЦ, АТОЛ Технологии, ИКС Технологии, Компьютерно-кассовые системы, Штрих-М демонстрировали работу программ с кассовыми аппаратами, POS-терминалами, принтерами этикеток и другим торговым оборудованием.


Количество докладов, посвященных автоматизации торговых предприятий - более 20, их популярность, повышенный интерес партнеров к торговым системам на вернисаже подтвердили, что автоматизация торговли является одним из важнейших направлений в деятельности компании 1С и ее более чем 1900 франчайзи.